Юрлица и ИП смогут обратиться в суд с иском к органу, который выдает разрешения по Закону о лицензировании, только после направления административной жалобы. Исключение — ситуации, когда другие ФЗ предусматривают лишь судебный порядок. Подробности далее в обзоре.
Сейчас необязательно жаловаться разрешительному органу до обращения в суд. Также отметим, что на Госуслугах техвозможность досудебного обжалования уже есть.
Срок на подачу жалобы
Представить документ нужно в течение 30 календарных дней с даты, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав:
при выдаче разрешения;
внесении изменений в реестр лицензий;
периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям.
Если срок пропущен, его можно восстановить по ходатайству. Документ надо направить вместе с жалобой. Разрешительный орган пойдет навстречу, если признает причину пропуска уважительной, а срок подачи ходатайства разумным.
Способы направления документов
Жалобу нужно представить через Госуслуги. То же касается ходатайства о восстановлении срока. Если жалоба касается лицензирования, которым занимаются власти субъекта РФ, ее можно подать через региональные госуслуги. Правительство вправе перечислить и другие системы.
Через эти порталы и ресурсы нельзя передавать жалобу с охраняемой законом тайной. Порядок представления такого документа должен определить разрешительный орган.
Содержание жалобы
В документе следует отразить:
название органа, Ф.И.О. должностного лица, чье решение или действие (бездействие) обжалуется;
наименование юрлица и его место нахождения. Если заявитель - ИП, надо указать его Ф.И.О. и место жительства (деятельности). В обоих случаях можно представить только реквизиты доверенности и Ф.И.О. представителя;
желаемые способы взаимодействия и получения результатов рассмотрения;
информацию о решении органа, действии (бездействии) должностного лица, с которым организация не согласна;
доводы, основания и требования.
К жалобе можно приложить документы с позицией всероссийского бизнес-омбудсмена, его общественного представителя и регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Подписание жалобы
Правительство обязано перечислить виды подписей, одним из которых надо заверить электронную жалобу. Пока есть лишь проектный список. В него вошли:
квалифицированная ЭП;
неквалифицированная ЭП, сертификат ключа проверки которой создали и используют для оказания цифровых госуслуг;
простая ЭП физлица. Речь идет, например, о представителе заявителя.
Рассмотрение документа
Если правительство не установит более короткий срок, жалобу рассмотрят не позже 15 рабочих дней с даты ее регистрации. Если в документе нет охраняемой законом тайны, процедуру проведут по правительственным правилам, которые пока не утверждены. Опубликован лишь их проект.
Разрешительный орган сможет запросить дополнительные информацию и документы по жалобе. Заявитель вправе передать их в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Непредставление этих сведений и документов не основание отказать в рассмотрении жалобы.
Есть и другие положения.