Вопрос: Банк, являясь участником платежной системы "Мир", выпускает банковскую расчетную карту Мир Supreme, которая в соответствии с утвержденной программой лояльности и тарифами предоставляет клиенту - держателю карты привилегию в виде услуги сервиса, позволяющего клиентам и их гостям получать доступ в отдельные бизнес-залы аэропортов, железнодорожных вокзалов и прочих объектов транспортной инфраструктуры и пользоваться привилегиями и услугами, которые предоставляются во время нахождения в таких залах в рамках участия в программе Mir Pass программы лояльности АО "НСПК" - оператора НПС "Мир" (далее - доступ в бизнес-залы). При этом тарифами банка не предусмотрена отдельная плата за получение права пользования доступом в бизнес-залы, входящего в предоставляемый пакет банковского продукта, включающий определенное количество проходов в бизнес-залы (бонусные услуги). В случае превышения количества проходов/доступов в бизнес-залы, определенного пакетом банковского продукта, банком взимается комиссия, облагаемая налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
Тарифами банка предусмотрена ежемесячная комиссия за ведение счета. При этом комиссия не взимается при соблюдении одного из следующих условий:
- наличие вклада/вкладов, поддержание определенного тарифами среднедневного остатка;
- поддержание определенных ежемесячных оборотов (оплата товаров и услуг по счету).
Таким образом, клиенты банка получают дополнительные (бонусные) услуги в обмен на комиссионное вознаграждение, ежемесячно выплачиваемое банку, либо при условии размещения в банке денежных средств в определенном размере, либо при совершении операций, приносящих банку доход. Руководствуясь Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 13986/12 по делу N А56-47243/2011, можно сделать вывод, что оказываемые банком премиальные услуги не носят безвозмездный характер.
Правильно ли понимает банк, что оказание услуг доступа в бизнес-залы в рамках пакета банковского продукта (без взимания отдельной комиссии) не признается безвозмездным оказанием услуг и не влечет возникновения у банка обязанности по исчислению и уплате НДС?
Правильно ли понимает банк, что оказание услуг доступа в бизнес-залы свыше пакета банковского продукта с взиманием отдельной комиссии подлежит обложению НДС?
Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом пунктом 2 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяется исходя из всех доходов налогоплательщиков, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных ими в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении денежных средств, перечисляемых клиентами банка в целях компенсации расходов банка по оплате услуг, фактически оказанных сторонними организациями клиентам банка, объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает, поскольку реализация данных услуг банком не производится.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.10.2023 N 03-07-05/95178