Вопрос: Некоммерческая организация (далее - Фонд) реализует проект.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), в частности, на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
В соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
В деятельности Фонда периодически возникают ситуации, когда Фонд приобретает имущество за счет средств субсидии и в этой связи учитывает сумму "входящего" НДС в стоимости приобретенного имущества. Затем указанное имущество может передаваться одному из дочерних обществ Фонда безвозмездно.
В такой ситуации применению подлежит норма п. 3 ст. 154 НК РФ. Иными словами, налоговая база безвозмездной реализации имущества Фонда, учтенного по стоимости с учетом уплаченного НДС, определяется как разница между:
- ценой реализуемого имущества (определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ) с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и
- стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Соответствует ли указанный подход Фонда требованиям налогового законодательства?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Случаи, когда суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе основных средств и нематериальных активов, поименованы в пункте 2 статьи 170 Кодекса.
На основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
При этом абзацем пятым пункта 2.1 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащие вычету в соответствии с данным пунктом, не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В связи с этим при реализации (передаче) имущества, приобретенного за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, положения пункта 3 статьи 154 Кодекса не применяются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2022 N 03-07-11/95182