Ответ: Согласно пункту 1 статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при уступке налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика. При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать сумму, определяемую в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 279 НК РФ, то есть подлежит нормированию.
Вместе с тем в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 279 НК РФ положения абзаца второго данного пункта в части ограничения размера убытка не применяются при уступке налогоплательщиком-банком прав (требований), в случае если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, либо если уступка прав (требований), перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона.
Таким образом, при уступке санируемыми Банком России банками права требования долга до наступления срока платежа, предусмотренного договором, размер убытка, принимаемого в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяется в соответствии с учетом абзаца третьего пункта 1 статьи 279 НК РФ, то есть без нормирования.
В целях главы 25 НК РФ банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (резервы на возможные потери по ссудам)) в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в Положении от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности", признаются расходом для целей налогообложения прибыли с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ (абзац второй пункта 1 статьи 292 НК РФ).
Резервы по сомнительным долгам банки вправе формировать в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности (статья 266 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены, в частности, статьями 266 и 292 НК РФ.
Учитывая указанное, при уступке права требования по долговому обязательству (цессии), в случае если процентная задолженность по такому обязательству отвечала признакам сомнительной и участвовала при формировании резерва по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ), а также если задолженность по основному долгу участвовала в формировании резерва на возможные потери по ссудам (статья 292 НК РФ), суммы ранее сформированных резервов подлежат восстановлению в составе доходов.
В части оценки обоснованности включения расходов в уменьшение налоговой базы сообщается, что для целей налогообложения прибыли расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а также при их соответствии иным требованиям статьи 252 НК РФ. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен положениями части первой НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2022 N 03-03-05/11533