Ответ: Налогообложение прибыли иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, осуществляется в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для таких иностранных организаций согласно статьям 247 и 307 Кодекса признается прибыль, которая определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь, документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 307 Кодекса, если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
Указанные в пункте 9 статьи 307 Кодекса обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и доверительной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов.
Учитывая вышеизложенное, расходы между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации распределяются на основе принятой и закрепленной в соответствующих документах методики определения доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, которая содержит в том числе прозрачный механизм формирования видов расходов, их объема и целей с учетом выполняемых постоянным представительством в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков, при условии, что указанные расходы соответствуют требованиям, установленным статьей 252 Кодекса в части:
- экономической обоснованности таких расходов для целей постоянного представительства (представления экономической и коммерческой ценности для деятельности постоянного представительства, соотнесения таких расходов с непосредственной деятельностью и результатом деятельности постоянного представительства) и
- их документального подтверждения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.04.2022 N 03-08-05/27073