Ответ: Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.
Согласно пункту 1 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, для осуществления деятельности, указанной в подпунктах "а" и "б" пункта 31 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ, в соответствии с требованиями данной статьи, а также для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 31 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ платежным агрегатором является юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ в целях обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, и (или) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, по операциям с использованием электронных средств платежа.
При этом на основании пункта 10 данной статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с клиентов вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Таким образом, в случае если платежным агрегатором, являющимся банковским платежным агентом, в соответствии с пунктом 10 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимаются суммы вознаграждения, которые являются оплатой услуг по приему электронных средств платежа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) участию в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то суммы такого вознаграждения, получаемые платежным агрегатором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.02.2022 N 03-07-07/9905