Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, осуществляется на основании заявления о постановке на учет иностранной организации. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации.
Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
При осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, созданное на срок более одного месяца (вне зависимости от начала такой деятельности в текущем году и ее продолжения в следующем году, а также от значительного или незначительного превышения месячного срока осуществления такой деятельности), такая организация подлежит постановке на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса.
Касательно образования постоянного представительства сообщается следующее.
Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 306 и пункта 2 статьи 309 Кодекса, в частности, исходя из положений которых доход иностранной организации от предпринимательской деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, налогообложению в Российской Федерации не подлежит.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусматривается, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) выражение "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
Понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.
Таким образом, определение содержит совокупность признаков постоянного представительства, а именно:
- наличие места деятельности;
- регулярный характер такой деятельности;
- ведение предпринимательской деятельности. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят деятельность предприятия в государстве, в котором находится постоянное место деятельности.
Выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство.
Для того чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.
Кроме того, пунктом 3 статьи 5 Соглашения установлено, что строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.
Между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным министерством финансов Федеративной Республики Германия как компетентными в смысле Соглашения органами существует согласованная позиция в отношении понятия "строительная площадка или монтажный объект", установленного пунктом 3 статьи 5 Соглашения, которая заключается в том, что вышеуказанное понятие включает деятельность по планированию и надзору за строящимся объектом, но только при условии, что такая деятельность производится непосредственно лицом, осуществляющим строительство. В случае если планирование и надзор за строительным объектом осуществляются другим лицом и ограничиваются исключительно этими двумя видами деятельности, то такая деятельность не может рассматриваться в контексте термина "строительная площадка или монтажный объект".
Таким образом, в случае если деятельность по техническому надзору за проведением монтажных и наладочных работ поставляемого оборудования производится одним и тем же лицом (немецкой организацией), то указанная деятельность подпадает под определение термина "строительная площадка или монтажный объект", установленного пунктом 3 статьи 5 Соглашения, и может привести к образованию постоянного представительства иностранной организации на территории Российской Федерации в случае, если продолжительность такой деятельности превышает 12 месяцев.
При этом если немецкая организация получает доход только от деятельности по техническому надзору за монтажом и вводом в эксплуатацию оборудования на территории Российской Федерации, то указанный доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации при условии, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства исходя из общих норм пункта 1 статьи 5 Соглашения, принимая во внимание выполняемые в Российской Федерации функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.06.2022 N 03-08-05/56965