Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.
Исходя из положений статей 382 и 384 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены статьей 279 Кодекса.
Так, согласно пункту 3 статьи 279 Кодекса налогооблагаемый доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства.
В этой связи при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходом у цессионария (нового кредитора) будет признаваться вся сумма средств, подлежащих погашению по приобретенному праву требования по договору займа (сумма основного долга и проценты, начисленные до переуступки).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2025 N 03-11-11/81396
