Ответ: В отношении учета представительских расходов главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено ограничение, в соответствии с которым такие расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Согласно положениям статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом в статье 255 Кодекса установлен перечень расходов на оплату труда, который не является закрытым, и согласно пункту 25 указанной статьи Кодекса к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.
Таким образом, выплаты работникам, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и осуществленные на основании трудового договора и (или) коллективного договора, являющиеся системой оплаты труда, принятой на предприятии, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и при условии, что подобные расходы не поименованы в статье 270 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.04.2022 N 03-03-06/1/27708