Вопрос: Согласно пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами. При этом к таким услугам относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов утвержден предельный единый тариф без учета налога (принято решение об освобождении от налогообложения).
Освобождение от НДС применяется в течение пяти последовательных календарных лет.
Означает ли это, что освобождение от НДС является срочным или может применяться неограниченное число раз?
Ответ: Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - услуги по обращению с ТКО, региональный оператор).
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.
Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, с 1 января 2020 года операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае установления органом регулирования тарифов вводимого в действие с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога. При этом региональный оператор обязан применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении таких услуг в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Также отмечается, что если по истечении указанного периода органом регулирования тарифов предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО будет утвержден без учета налога на добавленную стоимость, то операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором по такому предельному единому тарифу, будут освобождаться от налогообложения данным налогом на основании вышеуказанного подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2024 N 03-07-07/22948