Вопрос: Требуются разъяснения о правомерности начисления "входящего" НДС (20%) на единый тариф регоператора ООО. С 01.10.2018 в тариф регоператора включена услуга оператора филиала АО по утилизации и захоронению ТКО в размере "тариф + инвестиционная надбавка"; таким образом, все население региона в составе оплаты ТКО оплачивает инвестиционную надбавку без НДС с целью возмещения привлеченных займов на создание концессионных объектов, построенных в городах региона в 2016 г.
Исходя из п. 1 ст. 39 НК РФ инвестиционная надбавка не подлежит налогообложению; тем не менее с 01.07.2020 служба по тарифам применила "входящий" НДС на тарифы регоператора, установленные с учетом инвестиционной надбавки.
Согласно Налоговому кодексу "входной" НДС учитывается в стоимости определенных услуг/работ, материалов и не учитывается в расходах по возмещению и обслуживанию привлеченного займа; соответственно, "входной" НДС должен учитываться в соответствующих расходах регоператора по каждому объекту ТКО, каждому виду регулируемых услуг, а не начисляться оптом на весь тариф.
Тем не менее служба по тарифам нарушила порядок начисления "входного" НДС, начислив "входной" НДС не на определенные расходы, а на единый тариф регоператора.
Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ суммы "входного" НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ/услуг, учитываются в их стоимости, но принимаются к вычету в силу п. 1 ст. 172, п. 3 ст. 174.1, п. 2 и п. 1 ст. 171 НК РФ: "Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты".
Таким образом, полученный АО налоговый вычет по "входящему" НДС за период с 2016 по 2020 г. должен быть исключен из тарифов оператора филиала АО и тарифов регоператора; тем не менее служба региона по тарифам не осуществила данный перерасчет, что привело к неосновательному обогащению оператора и регоператора, которые дважды получили доход от применения "входящего" НДС: за счет налогового вычета из бюджета РФ и за счет применения тарифов для населения.
Деятельность службы по тарифам в части осуществления контроля (надзора) за применением регулируемых тарифов и надбавок осуществляется согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.01.2012 N 23-э; таким образом, учет по инвестиционной надбавке должна осуществлять служба по тарифам на основании статистических данных, представленных регоператором.
Правомерно ли начисление "входного" НДС (20%) не на соответствующие обоснованные расходы регоператора, а на единый тариф регоператора?
Кто должен вести учет сбора денежных средств от применения регулируемой инвестиционной надбавки в составе тарифа регоператора?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации. В связи с этим реализация услуг по утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Таким образом, при реализации услуг по утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов, размер платы за которые определяется с применением к тарифу инвестиционной надбавки, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в порядке, установленном пунктом 1 статьи 154 Кодекса, как стоимость указанных услуг, рассчитанную с учетом инвестиционной надбавки.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2022 N 03-07-14/124793