Вопрос: Администрация предоставила ООО землю на 5 лет без торгов, может ли ООО переуступить право аренды без торгов?
Рассмотрев вопрос, сообщаем, что согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственное и муниципальное имущество может передаваться в субаренду без проведения торгов, если права владения и (или) пользования в отношении этого имущества предоставлены:
- по результатам проведения торгов;
- в случае, если торги признаны несостоявшимися;
- на основании государственного или муниципального контракта;
- на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу.
В связи с тем, что описанная в вопросе ситуация не подпадает ни под одно из перечисленных условий, следовательно, договор субаренды должен заключаться по результатам торгов (см. также п. 10
Разъяснений ФАС РФ от 05.06.2012).
Обоснование:
1). «2. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.
К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2). «арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;»
3). «1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части;»
ст. 17.1, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О защите конкуренции" {КонсультантПлюс}
4). «10. Заключение договора субаренды
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 указанной части, передача указанного имущества в субаренду может осуществляться без проведения торгов.
Согласно статье 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, в случае, если не соблюдаются требования пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.»
5). «Но в соответствии с нормами п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о конкуренции не требует проведения торгов передача в субаренду государственного или муниципального имущества лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении этого имущества предоставлены:
- по результатам проведения торгов;
- в случае, если торги признаны несостоявшимися;
- на основании государственного или муниципального контракта;
- на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу.»
{Вопрос: ...Государственное бюджетное учреждение образования сдало часть своего помещения медицинской организации без проведения торгов. Сейчас арендатор просит разрешения сдать имущество в субаренду другой медицинской организации. Необходимо ли в данном случае проведение торгов на право заключения договора субаренды? ("Руководитель бюджетной организации", 2019, N 8) {КонсультантПлюс}}
6). «Субаренда
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ государственное и муниципальное имущество может передаваться в субаренду без проведения торгов в том числе по следующим основаниям:
- учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
- право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.
При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера - в этом смысле Закон N 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, - посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.
Статья: Сдача помещений в аренду: с торгами или без? (Смолева М.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2014, N 6) {КонсультантПлюс}
7). «Заключение договора субаренды. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ передача имущества в субаренду без проведения торгов может осуществляться лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов, на основании государственного или муниципального контракта, на основании п. 1 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, а также если такие торги признаны несостоявшимися.
Согласно ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из Разъяснений ФАС следует, что в случае несоблюдения требований п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17.1 этого Закона.»
8). Судебная практика:
«Положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, с учетом пункта 16 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, установлено, что в случае, если имущество передается в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта, то передача такого имущества осуществляется без проведения торгов.
Учитывая, что договор аренды от 20.07.2017 N 014-3888 заключен между Министерством и АО "Х" без проведения торгов, заключение между АО "Х" и ООО "И" договора субаренды от 27 октября 2017 года N 25/10-2017-А без проведения торгов не согласуется с положениями пункта 16 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
…Таким образом, действия АО "Х", выразившиеся в передаче ООО "И" государственного имущества по договору субаренды от 27 октября 2017 года N 25/10-2017-А без проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанного договора, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.»
«…акционерное общество "Инновационный индустриальный парк - Технопарк в сфере высоких технологий "Технополис" Химград" (далее - АО "Химград", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 16.07.2021 по делу N 016/01/17-1785/2020, за исключением п. 3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство), общество с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция"), Государственный Комитет Республики Татарстан по тарифам (далее - Комитет по тарифам).
Решением от 25.04.2022 по делу N А65-25338/2021 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
… постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 апреля 2022 года по делу N А65-25338/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.»
Дата подготовки 19.09.2022 г.
Статус предоставленных документов актуален на дату формирования ответа.
Эксперты Линии консультаций не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.