Вопрос: Будет ли являться нецелевым расходованием средств, если казенное учреждение заключит гос. контракт на повышение квалификации работников по теме Контрактная система в сфере закупок с требованиями ФЗ 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Если в 44-ФЗ четко прописано, что если работник работает по закупкам по 44-ФЗ, то он должен быть обучен. А в 223-ФЗ нет такого требования, но в Уставе данного казенного учреждения указано, что учреждение работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Что будет являться основанием для обучения по 223-ФЗ? Есть ли какой то нормативный документ или обучать только работников, которые прописаны в Комиссии и основанием является документация о Комиссии, а остальных работников нет основания обучения.
Рассмотрев вопрос, сообщаем, что:
1). Отличительной чертой по Закону N 223-ФЗ является то, что данный Закон не требует обязательного функционирования в учреждении комиссии по осуществлению закупок и не определяет условия состава и квалификации ее членов данной комиссии. Т.е., если учреждение осуществляет часть своих закупок по Закону N 223-ФЗ, то при разработке положения о закупках оно вправе само установить способ принятия решений - комиссионно или единолично. Если учреждение выбирает первый путь, то учреждение само вправе определять, каким будет состав комиссии, и требования к ее членам, о чем указывает в своем Положении о закупке.
2). Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196
ТК РФ).
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.
По общему правилу (ст. 197 ТК РФ), подготовка и обучение является правом работника, а не его обязанностью.
Однако, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Прохождение такого обучения является обязанностью работника.
Такая обязанность может быть возложена на работника и трудовым договором.
Таким образом, полагаю, что при аргументации о целевом использовании средств затраченных на закупку обучения специалистов, которые работают в рамках Закона №223-ФЗ, необходимо руководствоваться Уставом организации, Положением о закупке и ст. 197 ТК.
Обоснование:
1). «1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств».
ст. 306.4, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) {КонсультантПлюс}
2). «Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации
Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.
Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем».
ст. 197, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) {КонсультантПлюс}
3). «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работника
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.
По общему правилу (ст. 197 ТК РФ), подготовка и обучение является правом работника, а не его обязанностью.
Однако, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Прохождение такого обучения является обязанностью работника.
Такая обязанность может быть возложена на работника и трудовым договором.
Профессиональным образованием является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Профессиональным обучением является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Условия о необходимости проведения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования закреплены, например, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Законом
Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Подготовка работников (в порядке ст. 196 ТК РФ) и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются:
- коллективным договором,
- соглашениями,
- трудовым договором.
Направление на обучение работника (группы работников) может быть оформлено приказом (распоряжением) работодателя….».
Приказ Роструда от 13.05.2022 N 123 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства" {КонсультантПлюс}
4). «2. Как создать отдел закупок
После того как разработали положение, можете приступать к созданию отдела. Для этого, в первую очередь, руководствуйтесь своими внутренними документами, регламентирующими порядок создания новых структурных подразделений в вашей организации.
Определите необходимую численность сотрудников отдела. Для этого оцените, сколько процедур в среднем проводится за месяц или квартал. Исходя из этого определите количество специалистов, которых необходимо задействовать в планировании, подготовке, проведении процедур.
Определите квалификационный состав сотрудников. Закон не предъявляет каких-либо требований к сотрудникам заказчика, участвующим в закупочной деятельности, или к их образованию. Определите самостоятельно, каким образованием и навыками должен обладать сотрудник отдела закупок с учетом вашей отраслевой специфики. В части квалификационных требований к сотрудникам вы можете ориентироваться на профстандарт
"Специалист в сфере закупок", однако он не обязателен для применения заказчиками по Закону N 223-ФЗ (см. Письма Минфина России от 15.01.2020 N 24-01-08/1226, Минэкономразвития России от 21.06.2016 N Д28и-1536).
Издайте приказ о создании отдела, этим же приказом можете внести соответствующие изменения в штатное расписание, если такой порядок внесения изменений установлен вашими внутренними документами».
5). «Вместе с тем положения Закона N 223-ФЗ не содержат требований к квалификации работников заказчика.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3
Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения».
6). «Вопрос: Каковы требования к закупочной комиссии, создаваемой в бюджетном учреждении в рамках работы по Закону N 223-ФЗ? Кто утверждает ее состав? Должны ли быть в комиссии представители учредителя или только сотрудники учреждения? Обязательно ли проходить членам комиссии обучение?
Ответ: Указанный в вопросе Федеральный закон не требует обязательного функционирования в бюджетном учреждении комиссии по осуществлению закупок, а тем более не определяет никаких условий касательно ее состава и квалификации ее членов.
Если учреждение осуществляет часть своих закупок по Закону N 223-ФЗ, то при разработке положения о закупках, которое должно иметься у бюджетного учреждения в соответствии с законодательством <1>, оно вправе само установить способ принятия решений - комиссионно или единолично.
--------------------------------
<1> Часть 2 ст. 15
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 ч. 2 ст. 1, п. 6 ч. 3 ст. 2
Закона N 223-ФЗ.
Если учреждение выбирает первый путь, а так обычно и происходит на практике, оно само вправе определять, каким будет состав комиссии, и требования к ее членам. Это одно из текущих отличий закупочной деятельности по Закону N 223-ФЗ от закупочной деятельности по Закону о контрактной системе, где состав и требования к членам соответствующих комиссий детально регламентируются (ст. 39
Закона о контрактной системе).
В практике формирования комиссий наблюдается заметное разнообразие».
7). «В соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Таким образом, состав комиссии и прочие условия и требования к ее деятельности устанавливаются самим заказчиком (в данном случае - самим бюджетным учреждением). Каких-либо иных общих норм касательно закупочных комиссий в Законе нет, все остальные "правила игры" определяет сам заказчик в своем положении о закупке».
Ответ подготовил юрист-эксперт ЦКП
Дата подготовки 13.10.2022 г.
Статус предоставленных документов актуален на дату формирования ответа.
Эксперты Линии консультаций не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.