Вопрос: Организация собирается покупать товары (все категории товаров компании Проктер энд Гембл) в Турции через поставщика не для внутреннего потребления. На что обратить внимание при учете таких товаров? Какие документы обязан предоставить на товар поставщик? Что обязательно должно быть в этом договоре поставки?
Рассмотрев
вопрос, сообщаем, что ответ на
заданные вопросы будет дан общий, так как заданные Вами вопросы объемные и не конкретизирован вид доставки товаров
через Турцию, а дозвониться до Вас с целью конкретизации, не представилось
возможным.
На практике существуют несколько способов доставки товаров через Турцию:
Косвенный реэкспорт
Прямой реэкспорт
Под реэкспортом
товаров понимается особый таможенный режим, по условиям которого все импортируемые
товары вывозятся с территории принявшего их государства с целью продажи в
других странах.
Иными словами, реэкспорт - это вывоз из страны ранее ввезенных в нее товаров
для перепродажи в другие страны. При этом товары могут реэкспортироваться как в
неизменном виде, так и после незначительной обработки (например, переупаковки и
сортировки), исключающей переработку. Различают реэкспорт с завозом в страну
(прямой реэкспорт) и без завоза в страну (косвенный реэкспорт), когда
закупленные за границей товары отправляются сразу в третьи страны.
То есть при прямом реэкспорте
реэкспортируемый товар должен быть доставлен в страну-резидент. А при косвенном
реэкспорте реэкспортируемый товар можно сразу отправить на любую другую
территорию, минуя страну-резидент.
В работе компаний - участников международной торговли возникают
обстоятельства, при которых к товару, приобретенному у иностранных продавцов,
может быть применен режим реэкспорта. Например, в случае проведения
трехсторонних сделок, когда российская фирма перепродает иностранный товар
торговым партнерам из других стран по их просьбе.
В настоящее время принято выделять несколько категорий товаров, которые могут
подпадать под процесс таможенного реэкспорта:
1. Товары иностранного производства, которые находятся на территории,
подконтрольной Таможенному союзу.
2. Товары, предназначенные для внутреннего потребления, причиной возврата
которых послужило нарушение условий внешнеэкономического договора. То есть это
товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска, предназначенные для
внутреннего потребления, но при условии, если их возвращают из-за
несоответствия каким-либо характеристикам (форма, цвет, объем, качество и
т.д.).
Процедура помещения товаров в режим реэкспорта имеет ряд ограничений, которые
необходимо учитывать. А именно запрещается:
- осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны дольше
года;
- производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей необходимой
документации согласно требованиям Таможенного кодекса
Таможенного союза;
- выполнять реэкспорт товаров, если на территории Таможенного союза
производился ремонт товаров, подлежащих реэкспорту, либо они были использованы
там;
- делать реэкспорт товаров, если таможенному органу не удается произвести их
идентификацию.
Условия помещения товаров под реэкспорт
Процедура помещения любых видов импортированных товаров под реэкспорт предполагает
соблюдение следующих условий:
1. Все товары, предъявляемые под
реэкспорт, обязаны иметь статус иностранных товаров.
2. Обязательное предъявление
специального разрешения на реэкспорт конкретной группы товаров.
3. Обязательное предоставление
органам таможенного контроля контрактов, которые свидетельствуют, что имеющийся
перечень товаров не содержит продукцию, запрещенную к реэкспорту. Владелец
товаров должен представить два вида контрактов - на ввоз и на вывоз товаров.
4. Принятие декларантом всех
обязательств, которые касаются обратного вывоза товара. Согласие декларанта
подтверждается распиской, которая составляется в присутствии специально
приглашенного представителя таможни.
5. Предоставление сотрудникам
таможни гарантийного письма, в котором указан перечень всех обязательств,
связанных со своевременным и безопасным вывозом продукции, а в случае
оставления товаров на хранение на складах, принадлежащих таможнях, - расписки о
согласии на уплату всех таможенных платежей, связанных с предоставлением этой
услуги.
Документальное оформление режима реэкспорта
Для помещения товара в режим реэкспорта
необходимы документы, содержащие следующие сведения:
- об обстоятельствах ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза;
- о помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
- об использовании этих товаров.
Осуществить реэкспорт получится лишь при наличии таможенных деклараций на все
товары.
В них требуются в обязательном порядке артикулы либо номера, соответствующие
товару.
Только если они совпадут при сопоставлении на досмотре, таможней будет выдано
разрешение на реэкспорт товара.
Реэкспорт товара возможен при наличии
документов:
- договора, где указаны причины ввоза товара на территорию Таможенного
союза. Здесь требуется указать все условия возврата товаров;
- инвойсов от отправителя и получателя;
- электронных копий таможенной декларации;
- акт приемки товаров, доставленных из-за границы;
- претензии поставщику от получателя;
- ответа поставщика, где он согласен принять обратно свой товар;
- информационного письма от получателя, в котором он подтверждает, что товары
за время пребывания на территории страны не подвергались ремонту или
эксплуатации, а также приводятся причины, по которым эти товары требуется
поместить под процедуру реэкспорта.
Возврат таможенных платежей
Реэкспорт - это особый таможенный
режим, отменяющий для получателя товара любые таможенные налоги и пошлины.
Однако при его осуществлении все сборы взимаются в общем порядке:
отдельно при импорте, экспорте или перемещении товара на склад таможни. Когда
вывоз партии, находящейся под действием режима реэкспорта, с территории РФ
произошел, уплаченные ранее суммы депозитов могут быть возвращены плательщику
по письменному разрешению представителей таможенных органов.
При перемещении товара из режимов переработки на таможенной территории или
временного ввоза возврат ранее уплаченных средств возможен, если:
- реэкспорт производится не позднее чем через два года после ввоза объекта на
территорию России;
- товары, подлежащие вывозу, во время пребывания на территории России не
являлись инструментом для получения прибыли.
Реэкспорт в Российской Федерации предусматривает, что возвращаемые депозиты не
могут облагаться процентами или индексироваться.
Ложный
транзит
Иногда
экспортеры используют так называемый «ложный транзит» - когда, например, по
документам продукция из Беларуси едет в Казахстан, но реализуется на территории
России.
Однако, в настоящее время ФТС России осуществляет целый комплекс мероприятий по
выявлению и пресечению использования «ложного транзита». Одним из примеров
может являться, например, раскрытие крупнейшей схемы ввоза санкционки (Балашова А., Новопашина Н. Победа над
устрицами: таможня раскрыла крупнейшую схему ввоза санкционки //
http://www.rbc.ru/business/28/08/2017/596dc0779a7947392c2681f1 (дата обращения:
21.11.2017).
Ввоз через третьи страны
При данной схеме ввоза товар
обязательно ввозится и растамаживается в третьей стране. Затем товар
отправляется из третьей страны в Россию по таможенной процедуре «Эспорт». Это
самый затратный способ перевозки, так как необходимы дополнительные затраты на логистику и оплату таможенных процедур
в третьей стране.
2). Полный пакет документов для импорта товаров в
Россию зависит от различных факторов: вида импортируемого груза;
страны-изготовителя товара; типа предпринимательской деятельности экспортера и др.
Так, в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, коммерческими документами, используемыми при
осуществлении внешнеторговой деятельности, а также для подтверждения совершения
сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу союза
являются: счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы
и другие документы.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 48 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС могут также использоваться транспортные
(перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ,
подтверждается наличие договора перевозки товаров.
3). Внешнеторговый контракт, как правило, заключается
на языках каждой из сторон. Помимо преамбулы, которая содержит основные
сведения о сторонах контракта, внешнеторговый контракт, как правило, включает в
себя нижеприведенные разделы.
В разделе "Предмет контракта" указываются наименование и
характеристики поставляемого товара: размеры, модель, ассортимент, страна
происхождения и т.д. Перед заключением контракта на поставку того или иного
товара необходимо изучить перечень товаров, запрещенных к ввозу на таможенную
территорию Евразийского экономического союза, а также перечни товаров,
подпадающих под санкции, введенные Российской Федерацией в отношении отдельных
государств.
В разделе "Количество товара" указываются сведения о количестве поставляемого товара и
(или) порядке его определения.
В разделе "Качество товара" указываются допустимые параметры
качества поставляемого товара, а также необходимые документы, подтверждающие
качество.
В разделе "Цена товара и сумма контракта" указывается цена
поставляемой единицы товара, а также общая сумма контракта и валюта расчетов
между сторонами контракта с указанием наименования и кода валюты в соответствии
с Классификатором валют, утвержденным
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378. Указанный раздел
является особенно важным для валютного и таможенного контроля.
Во-первых, сумма контракта является основой для исчисления таможенных платежей,
поскольку основным методом расчета таможенной стоимости является метод по
стоимости сделки с ввозимыми товарами. Однако, в случае если у таможенного
органа возникнут сомнения в обоснованности суммы контракта, могут быть
применены другие методы определения таможенной стоимости, что может повлечь
дополнительные издержки для покупателя товара (п. 15 ст. 38, п. п. 1, 2 ст. 39 ТК ЕАЭС).
При этом примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может
быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более
низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары
или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле (п. 10 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49).
Во-вторых, оплата товара по контракту поставки, как правило, осуществляется в
иностранной валюте. Валютные операции в Российской Федерации являются предметом
валютного контроля (ст. 22 Федерального закона от
10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
В случае если сумма импортного контракта равна или превышает 3 млн руб., такой
контракт подлежит обязательной постановке на учет в уполномоченном банке, все
расчеты по контракту производятся только через счета, открытые в уполномоченном
банке, принявшем на учет контракт, либо в уполномоченном банке, принявшем на
обслуживание контракт, и (или) через свой счет, открытый в банке-нерезиденте,
за исключением указанных случаев (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от
16.08.2017 N 181-И).
Следует также учитывать, что уполномоченные банки получают информацию о
зарегистрированных таможенных декларациях, что позволяет контролировать
фактическое исполнение сторонами обязательств по импортному контракту.
В разделе "Условия оплаты" указываются сведения о сроках оплаты товара, о размере предоплаты, об условиях
возврата платежа в случае невозможности осуществить поставку товара.
В данном разделе рекомендуется детально прописать механизм оплаты, предусмотрев
максимально возможную защиту от недобросовестных поставщиков. В качестве такой
защиты целесообразно предусмотреть расчеты между сторонами контракта с
использованием аккредитива. В этом случае банк перечислит деньги поставщику
только в случае исполнения им обязательств по контракту, что значительно снижает
риск непоставки или несвоевременной поставки товара и при этом исключает
недобросовестность покупателя (п. 1 ст. 867 ГК РФ).
Если покупатель перечисляет поставщику аванс, то рекомендуется потребовать от
поставщика банковскую гарантию возврата аванса (п. п. 1, 3 ст. 368 ГК РФ).
Если же товар является технически сложным, то рекомендуется запросить у
поставщика банковскую гарантию надлежащего исполнения, действующую в пределах
гарантийных обязательств.
В разделе "Условия поставки товара" указываются порядок
поставки товаров, график поставок партий товара, конкретные сроки поставки. В
этом разделе обычно содержится ссылка на положения международных правил
Incoterms, определяющие базис поставки. Помимо этого, в данном разделе
целесообразно урегулировать порядок приемки товара: место, срок, порядок
предъявления претензий и т.д.
В разделе "Перечень сопроводительных документов" должны
содержаться сведения обо всех необходимых документах, которые поставщик
товара должен передать покупателю. Прежде всего, эти документы потребуются при
прохождении таможенного контроля, а также для подтверждения соответствия товара
требуемым стандартам качества. Это могут быть различные сертификаты (например,
фитосанитарный сертификат, сертификат о происхождения товара, сертификат
соответствия, ветеринарный сертификат), выданные уполномоченными органами и
организациями, а также транспортные документы (транспортная накладная,
коносамент) и коммерческие документы (счет на оплату). Следует детально
прописать наименования документов, количество их экземпляров, при необходимости
предусмотреть условие о наличии экземпляров, переведенных на русский язык.
В разделе "Право собственности" должна содержатся информация о моменте, когда право собственности
на товар переходит от поставщика к покупателю. Он может быть привязан к
совершению акта оплаты товара. В контракте необходимо отдельно предусмотреть
положения о переходе права собственности на товар независимо от использования
базиса поставки Incoterms, поскольку базис поставки не регулирует переход права
собственности на товар (п. 1 ст. 223 ГК РФ).
В разделе "Форс-мажор" указывается информация о случаях освобождения сторон от
ответственности по контракту в связи с неисполнением своих обязательств (в
связи с обстоятельствами непреодолимой силы: война, военные операции,
правительственные решения, стихийные бедствия и др.), а также о порядке
уведомления и документального подтверждения наступления указанных
обстоятельств.
В разделе "Порядок разрешения споров" ("Арбитражная
оговорка") должен содержать
положения, определяющие вопросы урегулирования возможного спора: применимое
право, досудебный порядок урегулирования, судебный орган, в котором будет
рассматриваться спор.
Следует отметить, что по общему правилу, действующему в российском
законодательстве, соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно
быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо
совокупности обстоятельств дела.
В случае отсутствия указания в договоре на применяемое право применяется право
страны, где на момент заключения договора находится место жительства или
основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее
решающее значение для содержания договора. Для импортного контракта - это
страна продавца (п. 2 ст. 1210, п. п. 1, 2 ст. 1211 ГК РФ).
С учетом того что одной из сторон импортного внешнеторгового контракта является
российское лицо, чтобы избежать споров в других странах, можно определить в
контракте в качестве арбитражного органа Международный коммерческий арбитражный
суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, указав в тексте
контракта арбитражную оговорку: "Все споры, разногласия или требования,
возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе
касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения,
прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном
коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской
Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями" (п. п. 1, 5 Приложения I к Закону РФ от
07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже").
Ссылка в договоре на разрешение споров в арбитражном суде сама по себе не
свидетельствует об отказе сторон от рассмотрения споров в государственном суде
и, следовательно, не является арбитражной оговоркой (п. 52 Обзора судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного
Суда РФ 27.11.2019).
Раздел "Срок действия контракта" может содержать информацию о конкретном сроке,
по истечении которого обязательства сторон по контракту прекращаются (п. 3 ст. 425 ГК РФ).
Раздел "Прочие условия" может содержать различные
дополнительные условия, определяющие порядок взаимодействия сторон, например
способ направления корреспонденции: по факсу, электронной почте или посредством
обычной почты, юридическую силу таких уведомлений, их язык, требования к
оформлению контракта (языки, на которых составляется контракт, приоритетный
язык в случае возникновения противоречий в переводах), порядок изменения
контракта и др.
В разделе "Банковские реквизиты" должна содержаться информация о банковских реквизитах сторон для
осуществления расчетов.
Кроме того, внешнеторговый контракт может содержать иные разделы, определяющие,
к примеру, порядок и сроки гарантийного обслуживания, порядок проведения
пусконаладочных работ и обучения персонала, штрафные санкции, их размер и
порядок выплаты в случае несвоевременного исполнения обязанностей по контракту,
параметры упаковки и маркировки товара.
В большинстве случаев стороны согласовывают отдельные приложения к
внешнеторговым контрактам, такие как формы уведомлений, акты приема-передачи
товара, спецификации на товар, график поставок, график платежей, формы
гарантийных талонов и др.
Обоснование:
1). Глава 32 Таможенная
процедура реэкспорта
гл. 32, "Таможенный кодекс
Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к
Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
{КонсультантПлюс}
4). «Налоговая оговорка - это условие в гражданско-правовом договоре, в
том числе внешнеторговом контракте, устанавливающее, что каждая из сторон
обязана уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся на территории
своей страны в связи с выполнением данного договора, контракта.
Включение в договор налоговых оговорок является правомерным, если их цель -
защита прав сторон договора или уточнение его условий. Неправомерными являются
оговорки, перекладывающие обязательства стороны договора на контрагента, а
также оговорки в договорах, содержание которых предписано законодательством.
Налоговая оговорка во внешнеторговых контрактах
Все вышесказанное в полной мере применяется к внешнеторговым договорам.
Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего условия
договора непосредственно предписано законом, иными правовыми актами или
международными соглашениями.
На практике во внешнеторговых контрактах налоговая оговорка зачастую звучит
следующим образом: «Каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за
свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей
страны».
5). «Кроме того, экспортеры используют ложный транзит - когда по документам продукция из Беларуси едет в Казахстан, но реализуется на территории России (Балашова А., Новопашина Н. Победа над устрицами: таможня раскрыла крупнейшую схему ввоза санкционки // http://www.rbc.ru/business/28/08/2017/596dc0779a7947392c2681f1 (дата обращения: 21.11.2017))».
6). «Для подтверждения нулевой ставки налога и
налоговых вычетов экспортер обязан представить в налоговый орган следующие документы
(пункт 1
статьи 165 НК РФ):
- контракт (копию
контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной
территории Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза)…;
- таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа,
осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного
органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской
Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее - российский
таможенный орган места убытия)...;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с
отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за
пределы Российской Федерации.
Обращаем ваше внимание на то, что конкретный перечень документов,
представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий экспортного контракта,
вида экспортируемых товаров, условий перевозки, вида транспорта и других.»
7). «Инвойс актуален только для внешнеэкономических сделок. В международной коммерческой практике инвойс (англ. invoice) - счет-фактура, документ, представляемый продавцом покупателю и содержащий перечень товаров и услуг, их количество и цену, по которой они поставлены покупателю, формальные особенности товара (цвет, вес и т.д.), условия поставки и сведения об отправителе и получателе. Инвойс - это коммерческий документ на оплату товаров и услуг (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2019 N Ф05-6345/2019 по делу N А40-211900/18).
При
представлении в налоговые органы в качестве документов, подтверждающих расходы
по налогу на прибыль, инвойсы, составленные на иностранном языке, должны быть в
обязательном порядке переведены на русский язык (Письмо
Минфина России от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2476).
Подпись и печать на инвойсе иностранной организации - поставщика не являются
обязательными (Компендиум
рекомендаций по упрощению процедур торговли (trade/CEFACT/2001/17) (рус.,
англ.) (Вместе со Списком
стран и территорий, принявших договоры или присоединившихся к ним) (принят в г.
Женеве 26.03.2001 - 29.03.2001 на 7-й сессии Центром по упрощению процедур
торговли и электронным деловым операциям), п. 7
Рекомендации N 6 Европейской экономической комиссии ООН "Формуляр-образец
унифицированного счета для международной торговли" (ECE/TRADE/148)
(принята в г. Женеве в сентябре 1983 года Рабочей группой по упрощению процедур
международной торговли)).»
8). «Вопрос: Организация
осуществляет оптовую торговлю оборудованием. Приобретенное у иностранного
поставщика оборудование ввезено на территорию РФ и помещено под процедуру
таможенного склада. Данное оборудование будет реализовано иностранному
покупателю, процедура реэкспорта. Возникает ли в данном случае объект
налогообложения по НДС?
Ответ: Товар, помещенный под процедуру таможенного склада, не считается
ввезенным на территорию РФ, соответственно, его реализация иностранному
покупателю не является объектом налогообложения по НДС.
Обоснование: Согласно пп. 1 и 4 п. 1 ст. 146
Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость
являются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, а
также ввоз товаров в Российскую Федерацию.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на
добавленную стоимость установлен ст. 147 НК
РФ, согласно которой местом реализации товаров признается территория Российской
Федерации, в частности, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки
находится на территории Российской Федерации.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или
предназначенное для реализации (ст. 38 НК
РФ).
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 155
Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура
таможенного склада применяется в отношении иностранных товаров, в соответствии
с которой такие товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных
таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных
пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и
их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, сохраняют
статус иностранных товаров.
То есть товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, не
являются ввезенными на территорию РФ. НДС, уплачиваемый при ввозе в Российскую
Федерацию, не уплачивается (Письмо
Минфина России от 17.01.2019 N 03-07-08/1842).
Пунктом 5 ст. 158 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении всех или части товаров,
помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться
сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или)
распоряжения этими товарами.
По итогам завершения операций по подготовке товаров к их вывозу на территорию
иностранного покупателя товары помещаются под процедуру реэкспорта. Реэкспорт -
таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную
территорию ЕАЭС, вывозятся с этой территории без уплаты ввозных таможенных
пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 238 ТК
ЕАЭС).
При этом не возникают налоговые последствия по уплате НДС, так как РФ не
является местом реализации товара.
Таким образом, при реализации иностранному покупателю импортных товаров,
ввезенных на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре таможенного
склада, местом реализации территория Российской Федерации не признается и,
соответственно, операции по реализации таких товаров объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются (Письмо
Минфина России от 22.07.2011 N 03-07-08/236)».
9). «Об оформлении
сделок при косвенном реэкспорте
Описание ситуации: АО покупает
дизель-генератор (далее - ДГ) в Хорватии для целей его поставки в Венгрию.
Контрагенты-компании - нерезиденты.
Вопрос: Как правильно заключить
договоры, чтобы не нужно было ввозить ДГ в РФ, а можно было бы поставить его
напрямую из Хорватии в Венгрию?
Ответ: Гражданско-правовой аспект.
Согласно ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении
договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не
предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора
определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
То есть стороны вправе самостоятельно выбрать способ своих взаимоотношений и
вид договора в зависимости от тех прав, обязанностей и рисков, которые они
готовы на себя принять.
При этом действующее законодательство не содержит ограничений на приобретение и
реализацию товара по договорам с иностранными юридическими лицами, а также не
обязывает включать в них условия о том, что реализуемый товар может быть
отгружен покупателю только с территории РФ.
Запрета на сделки, по которым покупатель товара перепродает его, не завозя на
свой склад, законодательство не содержит. Более того, такие сделки довольно
часто встречаются в предпринимательской практике. В судебных решениях можно
встретить обозначение таких сделок как транзитной торговли, которая признается
правомерной, а в практике международного товарооборота такие сделки
неофициально именуются косвенным реэкспортом.
В данном случае стороны могут заключить как договор купли-продажи, так и
агентский договор. Отметим, однако, что в рассматриваемом случае договор
купли-продажи может быть более предпочтительным, как не требующий соблюдения
дополнительных требований (правил о последовательности заключения договоров, о
расчетах, составления отчетов агента и т.д.).
При этом в договорах купли-продажи, кроме указаний обязанностей сторон,
связанных с таможенным оформлением товара и условиями его отгрузки и перевозки,
рекомендуем обязательно указать грузополучателя/грузоотправителя, а также то,
что товар следует до них без въезда на территорию стран ЕАЭС.
Таможенное оформление.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О
таможенном регулировании в Российской Федерации" отношения в области
таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным
законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле
состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных
законов.
При этом предметом регулирования данного Закона является регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из
РФ, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, перемещением
товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и
сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством
РФ и нормами международного права, временным хранением, таможенным
декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными
процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных
платежей; определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность,
связанную с ввозом товаров в РФ и их
вывозом из РФ, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного
дела.
В свою очередь, согласно ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза
состоит из ТК ТС, международных договоров государств - членов Таможенного
союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений
Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном
союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными
договорами государств - членов Таможенного союза.
При этом ст. 1 ТК ТС предусмотрено, что таможенное регулирование в
Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое
регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой
таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным
хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии
с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных
платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами,
реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таким образом, законодательство о
таможенном регулировании в РФ регламентирует только те операции, в которых
товар пересекает таможенную территорию Таможенного союза и РФ.
Поскольку ни Хорватия, ни Венгрия в
Таможенный союз не входят и перевозка товара между ними не требует его ввоза на
его территорию, то его таможенное оформление будет осуществляться по правилам
Евросоюза.
В такой ситуации общество может либо
привлечь иностранного таможенного брокера, либо возложить обязанности по
таможенному оформлению на поставщика и покупателя, отразив в контрактах с ними
соответствующие условия поставки и их обязанности по таможенному оформлению
товара.
Валютное регулирование.
Валютное регулирование осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании
и контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним
нормативно-правовыми актами.
В соответствии с пп.
"б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона
N 173-ФЗ использование валютных ценностей (иностранной валюты) в качестве
средства платежа между резидентом и нерезидентом относится к валютным
операциям.
Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и
нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций,
предусмотренных ст. ст. 7, 8 и 11, которые к рассматриваемому случаю не относятся.
При этом валютное регулирование операций, связанных с куплей-продажей товаров
за пределами РФ, без ввоза на территорию России имеет ряд особенностей.
Согласно п. 5.1 разд.
II Инструкции Банка России от 4 июня
2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами
уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных
операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета
уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" паспорт
сделки при купле-продаже товаров
оформляется на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, которые
предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через
счета резидентов, открытые в уполномоченных банках и (или) зарубежных банках, в
том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении
внешнеторговой деятельности вывоз с
территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров.
То есть по сделкам между резидентами и
нерезидентами, предусматривающим приобретение резидентами у нерезидентов
товаров за пределами территории РФ и/или продажу указанных товаров другим
нерезидентам без их ввоза на территорию РФ, оформление резидентами паспортов
сделок не требуется.
Фактически валютный контроль таких операций сводится к контролю безналичных
расчетов, которые могут осуществляться в иностранной валюте и валюте РФ.
В соответствии с положениями гл. 2 Инструкции N 138-И при осуществлении операций в иностранной валюте, связанных с зачислением ее на транзитный валютный
счет или со списанием ее с
расчетного счета в иностранной валюте, резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы:
- справку о валютных операциях;
- документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о
валютных операциях.
Если расчеты по контрактам не осуществляются через банковскую карту, то
указанные документы представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки:
- при зачислении иностранной валюты
на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее
зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на
транзитный валютный счет;
- при списании иностранной валюты с
расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе
иностранной валюты.
При этом в графе 5 справки о валютных операциях указывается код вида валютной операции,
содержащийся в Приложении 2 к Инструкции N 138-И, который соответствует
назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных
резидентом документах, связанных с проведением валютных операций. В перечне
кодов Инструкции N 138-И имеются специальные коды для операций по расчетам
между резидентами и нерезидентами за продаваемые товары без их ввоза на
территорию РФ (разд. 12):
Расчеты между резидентами и нерезидентами за продаваемые товары без их ввоза на территорию Российской Федерации |
||
050 |
Расчеты нерезидента в пользу резидента за товары, продаваемые за пределами территории Российской Федерации без их ввоза на территорию Российской Федерации, за исключением расчетов по кодам 22110, 22210, 22300 |
|
060 |
Расчеты резидента в пользу нерезидента за товары, продаваемые за пределами территории Российской Федерации без их ввоза на территорию Российской Федерации, за исключением расчетов по кодам 23110, 23210, 23300 |
|
800 |
Расчеты резидента в пользу нерезидента, связанные с возвратом излишне полученных денежных средств при продаже товаров за пределами территории Российской Федерации, за исключением расчетов по коду 22800 |
|
900 |
Расчеты нерезидента в пользу резидента, связанные с возвратом излишне полученных денежных средств при продаже товаров за пределами территории Российской Федерации, за исключением расчетов по коду 23900 |
Кроме отсутствия паспорта сделки, еще одной
особенностью рассматриваемой ситуации является неприменение к заключенным
договорам правил о контроле сроков исполнения контрактов со стороны органов
валютного контроля, т.е. сроков поступления валютной выручки, предусмотренных ст. 19 Закона N 173-ФЗ.
Это объясняется тем, что операции данного типа не подпадают под действие ст. 19 названного Закона.
Названной статьей предусмотрено, что выполнение предусмотренных ею
обязанностей (получение от нерезидентов на свои банковские счета в
уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в
соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары;
возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ
(неполученные на территории РФ) товары, резиденты обязаны обеспечить при
осуществлении внешнеторговой
деятельности.
Однако согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под внешнеторговой деятельностью следует
понимать, в частности, деятельность в области внешней торговли товарами, к
которой данная статья относит импорт
и (или) экспорт товаров. К импортным операциям относят ввоз товара на таможенную
территорию РФ без обязательства об обратном вывозе, а к экспортным - вывоз
товаров с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.
То есть требования ст. 19 Закона N 173-ФЗ распространяются на
внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или
вывоз товара с таможенной территории РФ. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов,
осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары
передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории РФ.
Валютный контроль банка будет
ограничиваться контролем за обоснованностью перечисления денежных средств
иностранному поставщику, а также контролем за обоснованностью получения
денежных средств от иностранного покупателя».
10). «Поскольку вывезенный ранее товар теряет статус товара Союза, то он
рассматривается как импортированный товар. Сумму "ввозного" НДС
организация уплатила.
Следовательно, при выполнении всех условий п. 2 ст. 171
и п. 1 ст. 172
НК РФ организация имеет право на вычет таможенного НДС».
14). Место реализации товаров и двойной НДС при ввозе товаров не налогоплательщиком
15). «Валютный
контроль: какие сведения представить в банк
При расчетах по валютному контракту с суммой не больше 600 тыс. руб. по курсу
на дату заключения сообщите банку код вида операции. Банк может запросить и другую информацию, чтобы проверить сделку на
соответствие законодательству (п. 2.7
Инструкции 181-И, Информационное письмо ЦБ от
20.05.2022 N ИН-019-12/70).
По контрактам свыше 600 тыс. руб. представьте в банк договор и документы,
связанные с его оплатой и исполнением, - инвойсы, накладные, акты
приема-передачи, счета-фактуры, таможенные декларации (п. п. 2.1, 2.5
Инструкции).
Импортные и кредитные договоры от 3 млн руб. и экспортные от 10 млн руб. надо
ставить на специальный учет в банке (п. 4.2
Инструкции).
При постановке на учет вместо паспорта сделки, отмененного с 01.03.2018, банк
присваивает уникальный номер валютному контракту.
По контрактам, поставленным на учет, сообщите банку ожидаемый срок репатриации
валюты. При импорте это срок поставки товаров или услуг либо возврата аванса,
при экспорте - срок поступления выручки в российский банк, по договорам займа -
срок возврата основного долга и процентов по графику. Если экспортная выручка
поступит в иностранный банк, банку, поставившему контракт на учет, сообщите
срок исполнения договора (Приложение 3
к Инструкции 181-И, Информационное письмо ЦБ от
26.12.2019 N ИН-014-12/102).
При исполнении обязательств по контракту сдайте в банк справку о
подтверждающих документах и сами документы - накладные, акты приема-передачи,
счета-фактуры. Правила заполнения справки подробно изложены в Примечании к
ней (п. 8.1
Инструкции)».
17). Судебная практика:
«Согласно части 1
статьи 238 ТК ЕАЭС таможенная
процедура реэкспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении
иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные
товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных
пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с
возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 настоящего Кодекса, а товары Союза - без уплаты
вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту
таможенную процедуру.
Для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза товары,
помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, помещаются под таможенную
процедуру таможенного транзита, за исключением товаров, определенных указанной
нормой (часть 1
статьи 240 ТК ЕАЭС).
В силу части 2
статьи 240 ТК ЕАЭС товары, помещенные
под таможенную процедуру реэкспорта, должны быть вывезены с таможенной
территории Союза в срок, не превышающий 4 месяцев со дня, следующего за днем помещения
таких товаров под такую таможенную процедуру.
В случае если в течение 3 рабочих дней, следующих за днем помещения иностранных
товаров под таможенную процедуру реэкспорта, такие товары не были помещены под
таможенную процедуру таможенного транзита либо не убыли с таможенной территории
Союза, они должны быть помещены на временное хранение (часть 3
статьи 240 ТК ЕАЭС).
На основании части 4
статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по
подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную
процедуру возлагается на декларанта.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе договор
транспортной экспедиции от 15.01.2014 N 04-001/14 в редакции дополнительного
соглашения от 01.07.2017 (согласно которому ООО "Альбакор Шиппинг" в
соответствии с указанием (инструкцией) Общества принимает на себя организацию
оказания услуг по таможенному оформлению и (или) хранению и обработки грузов;
обязуется от имени, по поручению и за счет Общества заключать договоры с
таможенными брокерами на оказание услуг по таможенному оформлению грузов);
счет-договор от 05.04.2019 N 07, заключенный Обществом и ООО "Альбакор
Шиппинг" и заявку от 05.04.2019 N 07 (из которых следует, что ООО
"Альбакор Шиппинг" является экспедитором товара, декларируемого по ДТ
N 10418010/150419/0093522 и перевозимого по таможенной территории Таможенного
союза по маршруту "проспект Гагарина, дом 174, город Нижний Новгород"
- "аэропорт Домодедово, город Москва" - "Индия"); договор
транспортной экспедиции N ТЭУ-4-555, заключенный ООО "Альбакор
Шиппинг" и ООО "ТЭК-Технопарк" и заявку на автоперевозку от
12.04.2019 N 40081 (согласно которым ООО "ТЭК-Технопарк" осуществляет
перевозку по маршруту "город Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом
174" - "аэропорт Домодедово, грузовой", датой принятия товара к
перевозке считается 15.04.2019); пояснения Общества о том, что фактически
товар, помещенный под процедуру реэкспорта по спорной ДТ, передан для транспортировки
по маршруту "город Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 174" -
"аэропорт Домодедово, грузовой" 17.04.2019; авианакладную от
12.04.2019 N DME 217 2406 7702, а также ДТ N 10418010/150419/0093522 (в
частности, графу 26), содержащие отметки о вывозе товара с территории ЕАЭС
18.04.2019 без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, суды
установили, что в рассмотренном случае Общество распорядилось товаром в
нарушение таможенной процедуры реэкспорта, под которую он помещен, а именно
передало представителю перевозчика - ООО "ТЭК Технопарк" 17.04.2019
права владения товаром без помещения данного товара под таможенную процедуру
таможенного транзита.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что Общество имело возможность
не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии
объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все
зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства, суды
сделали верный вывод о наличии в действиях Общества состава административного
правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 16.19 КоАП РФ».
«В соответствии с п. 10.3 контракта, если партия
товара прямо или косвенно реэкспортируется, покупатель уплачивает штраф в
размер 15% от стоимости партии товара и компенсирует продавцу все документально
подтвержденные дополнительные потери и нанесенный ущерб.
Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся
с таможенной территории государства без взимания или с возвратом ввозных
таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики в
соответствии с настоящими Основаниями и национальным законодательством (ст. 93
Решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г. "Об Основах таможенных
законодательств государств - участников Содружества Независимых
Государств").
В соответствии с положениями ст. 296
Таможенного кодекса Таможенного союза, реэкспорт - это таможенная процедура,
при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза,
либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру
переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и
(или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без
применения мер нетарифного регулирования.
Согласно положениям ст. 297 ТК
ТС, под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:
1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза,
в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты
переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на
таможенной территории;
2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего
потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий
внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или
упаковке, при соблюдении следующих условий:
- товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года
со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;
- таможенному органу представлены документы в соответствии со ст. 299 ТК
ТС;
- товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории
Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было
необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат
товаров;
- товары могут быть идентифицированы таможенным органом.
Обращают на себя внимание положения о том, что законодателем предусмотрен
возврат по процедуре реэкспорта, необходимость которого возникла вследствие
неисполнения сторонами условий внешнеэкономической сделки.
Возможность вывоза по процедуре реэкспорта может быть реализована участником
внешнеэкономической деятельности в течение года со дня, следующего за днем
выпуска для внутреннего потребления.
Из пункта 1 статьи 212 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что под таможенной
процедурой экспорта понимается таможенная процедура, при которой товары
таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза
и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
В данном случае вышеуказанные нормы Таможенного кодекса
Таможенного союза подлежат применению по аналогии (ст. 6
Гражданского кодекса РФ).
Условиями спецификации N 1 и N 5 (л.д. 24,27) предусмотрено, что товар,
подлежит поставке ответчиком в рамках исполнения контракта N РУ-30/03-ДТ от
02.04.2012 г. в адрес ЧПФ "Октан" для ЧП "Нафтаоргсинтез" в
Украину, то есть подлежит экспорту, а не реэкспортированию. Доказательств
обратного истцом в материалы дела не представлены.
Следовательно, правовые основания для взыскания штрафа, предусмотренного ст.
10.3 Контракта, отсутствуют, что не препятствует истцу применить иные штрафные
санкции, предусмотренные условиями п. п. 5.5, 10.1 контракта».
Ответ подготовил юрист-эксперт ЦКП
Дата подготовки 03.10.2022 г.
Статус предоставленных документов актуален на дату формирования ответа.
Эксперты Линии консультаций не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии или непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется Вами самостоятельно.