Вопрос: Прошу дать правовую консультацию по вопросу установки общедомовых приборов на тепловую энергию, холодную и горячую воду. В частности, прошу ответить на вопрос - кто в настоящее время должен устанавливать прибор учета, процедура допуска РСО для установки ОДПУ. Как вести расчет платы при заключении договора на поставку ресурса - тепла, воды с УК для последующей реализации потребителям в МКД?
При отсутствии приборов учета вправе ли РСО применять повышающий коэффициент на тепло, воду? Есть ли различия в расчетах платы при прямых договорах с абонентами и при договоре с УК?
Для понимания сути вопроса опишу ситуацию. РСО реализует ресурс напрямую потребителям. В настоящий момент стоит вопрос о заключении договора с УК для последующей продажи потребителям. Как начислять плату по договору при отсутствии прибора учета, как установить прибор учета - процедура(кто должен установить и т.д).
Ответ: Рассмотрев вопрос, сообщаем, что исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (пп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества)) и обеспечивается силами управляющей организации.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5.
Более подробную информацию, а так же формулы расчета, приводим ниже.
Обоснование:
1. «Вопрос: В каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов согласно ст. 13
Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов за счет собственников объектов.
Исходя из содержания ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.
Следует иметь в виду, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (количество квартир в котором составляет не более чем тридцать); управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). И в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются лица (организации), обязанные обеспечить оснащение многоквартирных домов соответствующими приборами учета.
В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные). Коллективный (общедомовой) прибор учета (далее - ОПУ) представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абз. 8 п. 2
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (пп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества)) и обеспечивается силами управляющей организации.
Как следует из содержания п. 38(1) Правил содержания общего имущества, оплата установки ОПУ осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме на основании счетов и в размере, указанных в абз. 2 п. 38(1), за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения (и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества). Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Аналогичные разъяснения приводятся в Письме
Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04 <Об оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета>.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. В силу пп. "с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, за исключением случаев, когда коммунальные услуги потребителям предоставляет ресурсоснабжающая организация. В Письме
Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04 <О расходах на установку приборов учета> разъясняется, что в случае урегулирования вопроса об истребовании с собственников помещений многоквартирного дома расходов на установку общедомового прибора учета путем заключения договора между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией, последняя будет действовать в рамках агентских правоотношений от своего имени и в интересах получателя денежных средств за установку общедомового прибора учета.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и пп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества.
В рамках управления многоквартирным домом в соответствии с ГОСТ Р 56038 и предоставления коммунальных услуг исполнитель обеспечивает в том числе: установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, индивидуальных, общего (квартирного) или комнатного прибора учета в соответствии с ГОСТ 8.156, Правилами
предоставления коммунальных услуг, Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Приказом
Минпромторга России от 21.01.2011 N 57 "Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии", Постановлением
Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод". Класс точности общедомового прибора учета должен соответствовать классу точности приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, и наоборот (п. 7.2 ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", утв. Приказом
Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст).
Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 Правил содержания общего имущества). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Отраслевыми документами аналогично регламентируется место установки приборов учета пп. "д" п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, п. 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, п. 147
Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", п. 2 ст. 19
Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Приборы учета следует устанавливать согласно их техническому паспорту. В техническом паспорте содержатся требования к установке и эксплуатации прибора учета.
Общий порядок установки общедомовых приборов учета в жилом доме включает в себя (п. п. 41, 52 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, п. 5.4 ГОСТ Р 56534-2015, п. 5.13 ГОСТ Р 56501-2015, п. 5.5 ГОСТ Р 56536-2015, п. 5.11 ГОСТ Р 56533-2015):
1) осмотр места установки прибора учета;
2) получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации);
3) разработку проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией);
4) согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией;
5) комплектацию узла учета в соответствии с проектной документацией;
6) установку прибора учета (врезка в действующие сети), пуско-наладочные работы (опытная эксплуатация);
7) ввод в эксплуатацию, установку пломб, сдачу установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.»
2. «При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.»
3. «Формула№ 4. Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:
а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:
Pi = ni x Nj x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
а(1)) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):
Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;
(в ред. Постановления
Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) в i-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формула №5. Размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению:
а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета газа, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 5:
Pi = [(Si x Nгаз.о.) + (ni x Nгаз.п.) + (ni x Nгаз.в.)] x Tг,
где:
Si - общая площадь i-го жилого помещения;
Nгаз.о. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nгаз.п. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;
Nгаз.в. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения;
Tг - тариф (цена) на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) в i-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета газа, согласно пункту 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленного газа и тарифа на газ, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. «Вопрос: Правомерно ли начисление ресурсоснабжающей организацией платы за общедомовое водоотведение по совокупным показаниям объема водопотребления при отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод?
Ответ: Определение объема отведенных сточных вод как равного сумме объемов поставленной в многоквартирный дом горячей и холодной воды, учтенной по показаниям общедомовых приборов учета, при отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод неправомерно.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила заключения договоров).
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 10
Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ.
Исходя из системного толкования норм ЖК РФ управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов потребителей коммунальных услуг, и представляет их законные интересы в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, обязанность управляющих организаций по обязательствам, связанным с потреблением коммунальных ресурсов, не может быть большей, чем обязанность граждан-потребителей, в том числе в части, касающейся порядка определения объема оказанных ресурсоснабжающей организацией услуг по отведению сточных вод, и к данным правоотношениям подлежат применению положения ЖК РФ, Правил
заключения договоров и Правил
предоставления коммунальных услуг (Постановление
Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 N 10АП-26808/2021 по делу N А41-60525/2021, Постановление
Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.10.2018 N Ф04-4428/2018 по делу N А70-15993/2017, Постановление
Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2018 N Ф07-6260/2018 по делу N А66-14544/2017).
На основании изложенного в случае отсутствия в многоквартирном доме общедомовых приборов учета сточных вод объем отведенных сточных вод для целей осуществления расчетов исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией подлежит определению на основании формулы, предусмотренной пп. "в" п. 21 Правил заключения договоров, то есть с учетом объемов отводимых непосредственно из жилых и нежилых помещений сточных бытовых вод, рассчитанных исходя из объемов потребленной холодной и горячей воды, определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, или исходя из утвержденного норматива водоотведения.
Определение в данном случае объема отведенных сточных вод как равного сумме объемов поставленной в многоквартирный дом горячей и холодной воды, учтенной по показаниям общедомовых приборов учета, недопустимо. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении
Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2014 N 15259/13, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 (п. 1 разд. I
споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам, Определение от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955 (Определением
Верховного Суда РФ от 06.07.2015 N 215-ПЭК15 отказано в передаче надзорной жалобы на данное Определение для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ)).
Аналогичный вывод содержат Постановление
Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 N 08АП-14783/2019 по делу N А75-6256/2018, Постановление
Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2019 N Ф04-1217/2019 по делу N А75-6256/2018, Постановление
Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 N 08АП-12352/2018 по делу N А75-1471/2018.
Недопустимость определения объема отведенных из многоквартирного дома сточных вод как суммы объемов поставленной в этот дом холодной и горячей воды, учтенной по показаниям установленных ОДПУ, связана в числе прочего с тем, что совокупный объем поставленной в дом холодной и горячей воды включает в себя как объем индивидуального потребления воды собственниками и пользователями помещений, так и объем ее потребления на общедомовые нужды.
При этом в связи с внесением Постановлением
Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 изменений в Правила
предоставления коммунальных услуг и Правила
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила установления и определения нормативов потребления), с 01.06.2013 коммунальная услуга водоотведения рассматривается как отведение бытовых стоков непосредственно из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (не включая помещения, входящие в состав общего имущества), при этом норматив потребления коммунальной услуги водоотведения на общедомовые нужды отменен.
В этой связи определение объема водоотведения по совокупным показаниям объемов водопотребления фактически завышает объем оказанных услуг, так как принимается во внимание водоотведение из мест общего пользования, услуга по которым не оказывается (Определение
Верховного Суда РФ от 28.02.2019 N 305-ЭС18-26369 по делу N А41-77/2018, Постановление
Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2019 N Ф05-5293/2018 по делу N А40-142662/2017, Постановление
Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 N 07АП-12403/2019(1,2,3) по делу N А03-4103/2019 (Постановлением
Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1339/2020 данное Постановление
оставлено без изменения)).»
Дата подготовки ответа 01.09.2022 г.
Статус документов актуален на момент формирования ответа.
Эксперты Линии консультаций не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии и непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется вами самостоятельно