Вопрос: В частной собственности ИП находится земельный участок и расположенное на нем аварийное нежилое здание, не являющееся самовольной постройкой. Деятельность на участке не ведется. Администрация МО предъявила исковые требования к ИП об обязании провести работы по ограждению территории и ограничению свободного доступа посторонних лиц в аварийное нежилое здание. Аварийность нежилого здания Администрация МО определила путем визуального осмотра здания. Правомерны ли требования Администрации?! Какие возражения можно заявить относительно заявленных требований?!
Ответ:
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем, по нашему мнению, в данной ситуации, речь идет о благоустройстве территории, которое регулируется правилам муниципального образования (п.36 ст.1 ГрК РФ).
Согласно п.36 ст.1 ГрК РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования.
Исходя из данных норм, полагаем, что МО принимает меры по сохранности здоровья граждан и их безопасности.
Так же, нами изучена судебная практика по данному вопросу, где МО обязуют оградить ответчика свободный доступ в аварийное здание, которое признано таковым на основании визуального осмотра. В большинстве случаев, суды становятся на сторону МО. Однако, если ответчик докажет, что он оградил аварийное здание от доступа граждан и принял меры по безопасности, суды могут отказать в удовлетворении иска МО (например Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2021 по делу N А81-9271/2020).
Более подробную информацию приводим ниже, а так же направляем Судебную практику отдельными файлами. Надеемся, это поможет для решения Вашего вопроса.
Обоснование:
1. "36) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами
благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;"
ст. 1, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) {КонсультантПлюс}
2. "Ответчик представил отзыв
Полагает, что Ответчиком исполнены требования Федерального закона N 384-ФЗ и приняты необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение. В отношении требования о ликвидации аварийного состояния участка стены ответчик отмечает следующее.
Установление аварийности состояния участка стены требует специальных познаний, является предметом экспертизы и невозможно лишь на основании визуального осмотра. Здание находится в подобном состоянии уже длительное время (как минимум с момента приобретения здания ответчиком). При этом такое внешнее состояние само по себе не подтверждает факта угрозы жизни и здоровью граждан и не подтверждает такое ненадлежащее техническое состояние объекта, которое позволяло бы истцу утверждать о нарушении прав неопределенного круга лиц.
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (ОГРН: 1075904015945, ИНН: 5904169698) оградить территорию у разрушающейся стены здания медпункта (88), кадастровый номер 59:41:0000000203, сплошным забором высотой 2,0 м;
- обеспечить наличие ограждающих конструкций на оконных и дверных проемах 1 этажей здания медпункта (88), кадастровый номер 59:41:0000000203;
- ликвидировать аварийное состояние участка стены здания медпункта (88), кадастровый номер 59:41:0000000203."
(Решение Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2022 по делу N А50-25403/2021)
3. "1.2. Настоящий документ разработан в соответствии с п. 1.1 СП 82.13330.2015 "Благоустройство территорий" и представляет собой детализацию требований СП 82.13330.2015 "Благоустройство территорий" с учетом природно-ресурсного потенциала Саратовской области.
1.3. Настоящий документ направлен на обеспечение проектными средствами безопасности и устойчивости развития системы озеленения поселений, охрану здоровья населения"
4."В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения истец обратился в суд с требованием об обязании ответчика оградить свободный доступ в аварийное здание общежития и отчистить прилегающую территорию от мусора.
От надлежащего ответчика поступил отзыв, в котором указывается, что здание общежития "Монтажник" ограждено забором, прилегающая территория отчищена от мусора. В подтверждения устранения заявленных требований ответчик приложил к отзыву фотоматериалы.
решил:
1. Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904013329, ОГРН 1028900625302) об обязании индивидуального предпринимателя Латохо Татьяны Анатольевны (ИНН 720408445456, ОГРНИП 318723200040291) принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание: общежитие "Монтажник" с кадастровым номером 89:11:010101:188, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 89:11:010101:110 по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Монтажник, д. 16, оставить без удовлетворения, в иске истцу отказать."
(Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2021 по делу N А81-9271/2020)
5. "Администрация Ленинского района города Барнаула (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском к товариществу собственников жилья "Рубин" (далее ответчик, ТСЖ "Рубин") об устранении нарушений правил благоустройства территории муниципального образования путем приведения фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Юрина, д. 291, в надлежащее санитарное и эстетическое состояние, а также о взыскании судебной неустойки.
В случае аварийного состояния выступающих конструкций фасадов зданий, строений, сооружений (в том числе балконов, лоджий, эркеров) необходимо закрыть входы и доступы к ним до восстановления фасада зданий, строений, сооружений, оградить опасные участки и принять меры по восстановлению поврежденных конструкций в соответствии с действующими строительными нормами и правилами."
(Решение Арбитражного суда Алтайского края от 15.03.2022 по делу N А03-16231/2021)
6. "Согласно пункту 15.11. Правил благоустройства в случае если эксплуатация здания, строения, сооружения прекращена (в том числе, если здание находится в полуразрушенном, разрушенном или аварийном состоянии), собственник или иной законный владелец здания, сооружения, строения обязан обеспечить безопасность и принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, окружающей среде, имуществу физических, юридических лиц, в том числе: по исключению несанкционированного доступа в здание
решил:
исковое заявление удовлетворить.
-принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание с кадастровым номером 51:16:0040142:1121, площадью 896,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Кировск Мурманской обл., ул. Кирова, д. 18, и на земельный участок под ним посторонних лиц (закрытие проемов, ограждение территории);"
(Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.07.2017 по делу N А42-1908/2017)
Дата подготовки ответа 16.08.2022 г.
Статус документов актуален на момент формирования ответа.Эксперты Линии консультаций не могут взять на себя ответственность за возможное различное толкование норм законодательства различными органами и лицами. Решение о принятии и непринятии той или иной точки зрения и о последующих действиях осуществляется вами самостоятельно